ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) № 01-10617/24 от 10.09.2024 года по вопросу возможности продления срока эксплуатации медицинской техники
ы

Практика Федеральной антимонопольной службы (УФАС) и судов

Лицензирование
Решение Иркутского УФАС России Дело №038/07/3-593/2024 Жалоба 223 ООО МЕДСНАБ - ОГБУ ГСББЖ

Заявитель указывает на нарушение заказчиком пп. 10 п. 18 извещения «О проведением запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту медицинского и лабораторного оборудования» №9 от 26.02.2024г., так как в составе заявки – победителя торгов, представлена лицензия не отвечающая требованиям технического задания в части выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию медицинских изделий, отнесенных к классу 2б потенциального риска применения — радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии) (рентген аппарат).

Решение: Признать жалобу Заявителя обоснованной;
Постановление Ярославского УФАС России Дело №076/04/7.30-280/2024 076/04/7.30-280/2024

Перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, состоящий из 83 позиций различного медицинского оборудования содержит
- 68 позиций относящихся к классу потенциального риска 2а;
- 8 позиций относящихся к классу потенциального риска 1;
- 7 позиций не относящихся ни к одному из существующих классов потенциального риска.

Таким образом, Заказчиком в один лот объединены лицензируемая и нелицензируемая виды деятельности.

ФАС России считает необходимым избегать объединения лицензируемых и нелицензируемых видов работ в один лот, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки.
Должностное лицо Ярославского межрегионального УФАС усматривает оснований для констатации в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.
Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике по Делу № 021/06/49-171/2023 г. Чебоксары
Заявитель указывает, что по результатам подведения итогов проведения электронного аукциона заявка участника отклонена комиссией в связи с тем, что в представленной в составе заявки выписке из реестра лицензий отсутствуют требуемые виды оказываемых услуг, а именно: радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования).
Участником в заявке приложены следующие документы, кроме скан копии лицензии и выписки из реестра лицензий участника, подтверждающие право участника оказывать услуги в соответствии с требованием Закона о лицензировании в полном объеме, а именно: выписка из реестра лицензий сторонней организации, договор на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники, заключенный между Заявителем и сторонней организацией

Решение: Признать жалобу Заявителя необоснованной.

Решение по делу № 44-524/24 о нарушении законодательства о контрактной системе
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении требований к участникам закупки. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2129, до 01.01.2024г. требуется переоформить лицензию на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинских изделий в связи с внедрением классов потенциального риска. Допускается лицензирование отдельных классов потенциального риска применения. Таким образом, организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию медицинских изделий в праве лицензировать выборочно тот или иной класс оборудования. Более того, контрактом не установлено ограничение на привлечение соисполнителей. Прямой отсылки к возможности привлечения или личного исполнения работ Исполнителем в единственном лице в контракте нет.


Решение: Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Решение Комиссии Архангельского УФАС России по делу № 65фз-22 от 29.03.2022 года
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком неправомерно объединены технологически и функционально не связанные виды работ (услуг). Заявитель считает, что, объединение в одну закупку медицинского оборудования с различными требованиями лицензирования по техническому обслуживанию Заказчик ограничивает число участников закупки.
Решение: довод Заявителя является необоснованным.
Вопрос о предоставлении лицензии на ТО МИ при поставке медицинских изделий
Решение УФАС г. Рязань по делу №А54-9229/2022
Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками электронного аукциона лицензии на право осуществления деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники для проведения ввода в эксплуатацию медицинского изделия, обучения правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, чем нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. По мнению заявителя, требуемую лицензию должны иметь лица, которые непосредственно будут осуществлять деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.

Решение: Жалоба признана необоснованной. Требование о наличии у участника закупки лицензии на право осуществления деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники не противоречит положениям Закона о ФКС.
Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2021 N 309-ЭС21-1561 по делу № А34-12608/2019
По результатам рассмотрения жалобы общества на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку мебели медицинской, в части требований к участнику закупки о наличии действующей лицензии на монтаж и наладку медицинской техники антимонопольным органом принято решение о признании жалобы необоснованной.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Судебные инстанции исходили из правомерности внесения заказчиком в аукционную документацию требования к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Решение: отказать обществу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.10.2022 N Ф04-5095/2022 по делу N А45-35428/2021
По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку объектом закупки была, в том числе поставка медицинских изделий, предъявление к участникам закупки требования о наличии лицензии на производство и обслуживание медицинской техники неправомерно.
Решение: суд пришел к правильному выводу, что требование заказчика о наличии у участников закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники, согласуется с нормами действующего законодательства.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу N А69-2612/2021
Заявитель: заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление деятельности технического обслуживания групп медицинской техники, поскольку объектом закупки является поставка медицинского оборудования.

Решение: арбитражный суд поддерживает выводы Тывинского УФАС об необоснованности жалобы и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.01.2023 N Ф02-6911/2022 N А58-2190/2022
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заказчиком при установлении требований о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, а также о личном оказании услуг нарушены положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31, части 11 статьи 34, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.

Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2022 года по делу № А58-2190/2022 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Решение Татарстанской УФАС России по делу №016/07/3-1386/2023 от 10 октября 2023 г.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства. В информационной карте аукционной документации (п.23) Заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам размещения заказа, что противоречит, по мнению заявителя, установленному в техническом задании закупки требованию к поставщику оборудования о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. При этом поставка медицинского оборудования не является лицензируемым видом деятельности.

Решение: Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика было подтверждено, что требование о наличии о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники применяется к победителю закупки на этапе исполнения контракта по результатам определения поставщика.
Комиссия отмечает, что отражение в техническом задании аукционной документации вышеустановленного Заказчиком требования указывает лишь на необходимость наличия у поставщика лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, что в последующем будет подтверждаться предоставлением соответствующих документов уже при осуществлении поставки товара.
.С учетом изложенного, учитывая, что поставка медицинского оборудования и монтаж, наладка такого оборудования являются технологически и функционально связанными товарами, работами (услугами), в указанном случае требование о наличии лицензии со стороны Заказчика правомерно.
Признать жалобу необоснованной.


Контроль технического состояния
Решение комиссии Карельского УФАС России по делу №010/06/106-200/2024

Основание жалобы: извещение не соответствует требованиям законодательства, так как Заказчик установил требование о наличии у Исполнителя аттестата аккредитации, удостоверяющего, что испытательная лаборатория (центр) Исполнителя аккредитована для проведения контроля технического состояния (КТС) по ГОСТ Р 56606-2015. Заявитель отмечает, что указанный ГОСТ не относится к законодательству РФ, в связи с чем требования на его основании устанавливаться не могут.
Кроме того Заявитель утверждает,что может проводить работы по КТС на основании имеющейся у него лицензии.

Решение: признать жалобу необоснованной.
Решение комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу №44-5817/23
В жалобе Заявитель указывает на нарушения комиссией Заказчика по осуществлению закупок требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неправомерном отклонении его заявки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.12.2023 заявка заявителя отклонена по следующим основаниям: «Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона №44 ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона № 44-ФЗ) Отсутствует информация об аккредитации в установленном порядке (при проведении работ по КТС) (Требование установлено Гост 56606-2015 либо Договор подряда с организацией, имеющей Аккредитацию в установленном порядке с соответствующей область аккредитации».

Решение: Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.07.2022 по делу № А56-118982/2021
Требования аукционной документации, которые ФАС по г. Санкт-Петербургу счёл незаконными: в соответствии с п. 18.2 части II Документации исполнитель обязан представить действующий аттестат аккредитации испытательной лаборатории, с определением области аккредитации в приложении к аттестату. Область аккредитации (приложение к Аттестату Аккредитации, требование установлено ГОСТ 56606-2015 Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий и ГОСТ и ГОСТ Р 58450-2019 Изделия медицинские с измерительными функциями Контроль состояния) должна соответствовать перечню работ при проведении КТС.

Решение: исковые требования Заявителя удовлетворены: признано незаконным решение ФАС по г. Санкт-Петербургу от 01.12.2021 по делу №44-5441/21.
Решение комиссии г. Йошкар Ола по контролю в сфере закупок по по делу № 02-06/12-19
Заявитель указал: что в нарушение правил описания объекта закупки заказчиком не указаны какие виды измерений необходимо сделать по инструментальному контролю технического состояния медицинской техники в соответствии с техническим заданием.

Жалоба признана обоснованной. Применение положений ГОСТа Р 56606-2015 и Федерального закона № 412-ФЗ при проведении закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию, инструментальному контролю технического состояния медицинской техники обязательно для заказчика в силу пункта 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, заказчик обязан был включить в документацию электронного аукциона виды измерений (область аккредитации) технического состояния медицинской техники в соответствии с техническим заданием.
Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-255881/20-72-1719
Заявитель: В жалобе Общество оспаривало включение Заявителем в документацию об электронном аукционе требования о предоставлении аттестата аккредитации испытательной лаборатории на проведение КТС медицинской техники, выданного уполномоченным государственным органом, указывая на то, что контроль технического состояния медицинской техники является метрологическим обслуживанием медицинской техники (поверкой) и что электронный аукцион следует разделить на две закупки : техническое обслуживание техники и техническое обслуживание и метрологическое обслуживание медицинской техники.

Решение: Признать незаконным решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг по делу № 077/06/106-21698/2020 от 11 декабря 2020 года.
Суд пришел к выводу о том, что из системного толкования "Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники", "методических рекомендаций", а также положений ГОСТ Р 56606-2015 и ГОСТ Р 57501-2017, следует, что контроль технического состояния медицинской техники является неотъемлемой составляющей работ ( услуг ) по техническому обслуживанию.
Решение Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-11138/2020
Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Медтехника плюс» обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской о признании недействительным решения от 09.06.2020 № 05-6/1-177-2020 и предписания от 15.06.2020 № 5-6/1-177-2020.
В управление 03.06.2020 поступила жалоба общества, в которой указано на несоответствие положений аукционной документации требованиям закона ввиду неправомерного установления в техническом задании излишних требований.

Решение: суд пришел к выводу о том, что включение требования о соответствии ГОСТ Р 56606-2015 не нарушает часть 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В удовлетворении заявленных требований общества отказать.
Решение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А48-3651/2021
Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – УФАС по Орловской области, Управление, антимонопольный орган) от 26.02.2021 № 057/06/64-111/2021.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Ссылается на некорректное описание предмета закупки ; установление дискриминационных требований о наличии у участника закупки аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), направленных на ограничение круга потенциальных участников закупки .

Решение: Арбитражного суда Орловской области от 19.07.2021 по делу №А48-3651/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Поскольку контроль технического состояния медицинской техники и периодическое текущее техническое обслуживание входят в состав единого объекта закупки , являются одной услугой , а возможность привлечения исполнителем третьих лиц документацией об аукционе не установлена, требование о наличии у исполнителя аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) установлено обосновано.
Лицензия на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (при ремонте и ТО рентгеновской медицинской техники
Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2019 N 301-ЭС19-2852 по делу N А28-1733/2018
Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на положения аукционной документации по извещению о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по ремонту компьютерного томографа с заменой запасных частей, в том числе рентгеновской трубки.

Решением управления жалоба общества признана частично обоснованной, что выразилось в установлении заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Судебные инстанции пришли к выводу о наличии у учреждения правовых оснований для установления в документации об аукционе требования к участникам закупки о представлении сведений о наличии лицензии на обращение с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), в связи с чем признали оспоренные решение и предписание антимонопольного органа незаконными.

Решение: отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Решение комиссии г. Йошкар Ола по контролю в сфере закупок по по делу № 02-06/12-19
Решением ФАС жалоба общества признана частично обоснованной , что выразилось в установлении заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Судебные инстанции пришли к выводу о наличии у учреждения правовых оснований для установления в документации об аукционе требования к участникам закупки о представлении сведений о наличии лицензии на обращение с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), в связи с чем признали оспоренные решение и предписание антимонопольного органа незаконными.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-12166/2021
Заявитель: В жалобе заявитель указал, что заказчик разработал аукционную документацию, противоречащую требованиям Закона о контрактной системе, а именно неправомерно установлено требование к аттестату аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданному Федеральной службой по аккредитации.

Предметом закупки являлось выполнение работ по техническому обслуживанию линейного ускорителя Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что аукционной документацией и проектом контракта не предусмотрено привлечение к оказанию услуг соисполнителей, следовательно, весь объем услуг , указанный в Техническом задании, должен быть выполнен исполнителем лично без права привлечения к оказанию услуг иных лиц.
На основании изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчиком правомерно установлено требование о необходимости представления в составе заявки аттестата аккредитации испытательной лаборатории.

Решение: Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд признает решение от 10.03.2021 по делу № 042/06/31-299/2021, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «ВРК Медсервис», недействительным.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.02.2023 N Ф07-22769/2022 по делу N А66-5038/2021
Объект закупки: оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию изделий медицинской техники.
Жалоба: излишние требования:
-наличие действующей лицензии на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники;
-наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих);
-наличие аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) с областью аккредитации для проведения работ по контролю технического состояния медицинских изделий в соответствии с ГОСТ Р 56606-2015.
Обоснованная.
-специальное разрешение (лицензия) для осуществления соответствующего вида деятельности требуется только в случаях, если такой вид деятельности указан в перечнях части 2 статьи 1, статье 12 Закона о лицензировании и не подпадает под исключения.
-пункт 39 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2019 N 301-ЭС19-2852.) Суд отменил решение УФАС.

Описание объекта закупки, применение ГОСТов
РЕШЕНИЕ УФАС г. Москвы по делу № 077/06/106-5533/2022
Заказчиком неправомерно описано требуемое к поставке медицинское изделие с указанием конкретного товарного знака и модели, при этом также оговорена невозможность поставки эквивалентного медицинского изделия.
обоснованной в части установления неправомерных требований к товару, технического задания и проекта государственного контракта.

Жалоба признана обоснованной в части установления неправомерных требований к товару, технического задания и проекта государственного контракта.
Решение УФАС по Кировской области от «05» декабря 2019 г. № 043/06/33-822/2019
Заявитель обжалует действия Заказчика - Аукционное задание не содержит
весь перечень необходимых сведений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57501-2017 марки, каталожные номера деталей, подлежащих техническому обслуживанию.

Решение:Комиссия Кировского УФАС России проанализировав Аукционное задание, установила, что оно не содержит сведений, перечисленных в п.5.7 ГОСТ Р 575012017, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя обоснован.
Решение УФАС Ивановской области №037/06/64-644/2020 (07-15/2020-390) от 27.11.2020 года
Заявителя объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования.
При этом в аукционной документации отсутствует информация о количестве оказываемых услуг и стоимости этих услуг по каждой конкретной единице медицинского оборудования.
Во втором доводе жалобы Общество указывает, что в документации о закупке отсутствует следующая информация согласно ГОСТ Р 56606-2015 и ГОСТ Р 58451-2019.

Согласно третьему доводу жалобы Общества Заказчик в документации о закупке использует понятия «техническое диагностирование» и «техническая диагностика», как идентичные. Данные понятия согласно ГОСТ 18322-2016 различаются.


Согласно четвертому доводу жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчик не установил обязательного требования наличия аккредитации у исполнителя контракта по контролю технического состояния МО.


В пятом доводе жалобы Общество указывает, что в нарушение требований ГОСТ Р 57501-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок» в документации о закупке отсутствует информация о производителе, номере регистрационного удостоверения медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию.

Решение: Признать жалобу общества действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования обоснованной.
Расторжение контракта в одностороннем порядке
Решение Арбиитражного суда Ставропольского края от 17.03.2023 года по делу № А63-22212/2022
Исковые требования мотивированы отсутствием у заказчика права на односторонний отказ от исполненного контракта.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска, указав, что работы выполнялись с учетом буквальных слов и выражений, содержащихся в предмете контракта (опечатка в техническом задании "текстовые картриджи" вместо "тестовые картриджи").
Ответчик иск не признал, указав, что обязательства по контракту не исполнены, работы были выполнены не в полном объеме и несертифицированным специалистом спорного оборудования, результат работ не имеет потребительской ценности.
Допущенные опечатки в тексте контракта «текстовые», «текст» вместо «тест», «тестовые» не изменили перечень подлежащих выполнению работ. Ответчик просил суд в иске отказать.
В удовлетворении исковых требований Истца, о признании незаконным решения от 12.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию, отказать.
Предоставление поддельных документов Исполнителя
Контакты
Электронная площадка России
РТС - Тендер
Ассоциация ЮФЛСОМИ «МЕДЭКСП»
medexp.association@mail.ru
+7-952-243-38-13
+7-999-158-78-75
new

Приказ Росздравнадзора от 29.12.2023 года № 9896

О прекращении действия лицензий по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения)

1. Прекратить действие лицензий на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям с 1 января 2024 г. согласно приложению к приказу.